Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах

Уважаемые родители!

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются одной из главных задач, как в Российской Федерации, так и в Ставропольском крае, требующих безотлагательных решений.

На протяжении последних 6 лет Госавтоинспекция Ставропольского края отмечала планомерное снижение количества ДТП, погибших и раненых в них детей по вине несовершеннолетних участников дорожного движения. Однако в 2019 году ситуация с детским травматизмом стала меняться в худшую сторону. Все чаще несовершеннолетние попадают в ДТП по своей собственной неосторожности.

Очень важно каждому задуматься над данной проблемой. Ведь дети – это самое ценное и дорогое, что есть в жизни человека! Они наше будущее! Вот почему необходимо помнить, что, встав на ноги, ребенок становится участником дорожного движения, вышел на улицу- пешеход, сел на велосипед - водитель, в автомобиль – пассажир. И везде его подстерегает опасность! И всегда нуждается в помощи взрослых! Вот почему с ранних лет необходимо формировать у ребенка навыки осознанного безопасного поведения в транспортной среде!

Каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает ему возможность достигать больших высот в своем развитии. Очень важно воспитывать в ребенке дисциплинированность на дороге, внимательность, осмотрительность и осторожность. Изучение правил поведения на улице начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - родители, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ребенок так или иначе соприкасается.

Прежде чем впервые с ребенком на руках или в коляске пересечь проезжую часть, нужно научиться вести себя на улице так, как мы бы хотели, чтобы это делал наш ребенок. Идя по улице с малышом, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить и том, как и где нельзя этого делать, указывать на пешеходов и водителей, которые эти правила нарушили. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения. Только совместными усилиями мы можем повлиять на ситуацию с детским дорожно-транспортным травматизмом в крае.

Управлением ГИБДД совместно с министерством образования Ставропольского края ежегодно на постоянной основе проводится планомерная работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. В свою очередь, во всех городах, городских округах и районах Ставропольского края сотрудниками ГИБДД и органами образования на постоянной основе с детьми ежедневно проводятся «минутки безопасности», лекции, беседы, конкурсы, викторины, классные часы, практические занятия с детьми на автоплощадках по ПДД, в автогородках, изучаются «дорожные ловушки», обязанности пешеходов, пассажиров, водителей велосипедов, необходимость применения световозвращающих элементов, велоэкипировки, правила катания на современных средствах передвижения. И вся эта работа будет бесполезной, если Вы, родители, будете:

- бездумно приобретать для своих детей «орудия убийства»: скутеры, мотоциклы, байки, квадрациклы и другой транспорт, для управления которым требуется обучение в автошколе и наличие водительского удостоверения,

- будете оставлять в свободном доступе ключи от транспортных средств, либо по своей беспечности разрешать ими управлять,

- переводить детей вне установленных местах, пренебрегая пешеходными переходами, сигналами светофоров,

- позволять себе управлять транспортным средством, не пристегнувшись ремнем безопасности, нарушая правила перевозки детей, выезжать на полосу встречного движения, нарушать скоростной режим, допуская опасное вождение автомобиля и т.д., при этом не придавая никакого значения, что в салоне находятся собственные дети, ваша семья!

А ведь стратегической задачей поставленной нашим Президентом Российской Федерации В.В. Путиным является повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений государственной политики и важнейшим фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны.

И если каждый из участников дорожного движения не будет стремиться изменить своё поведение и безусловно и безоговорочно соблюдать Правила дорожного движения, мы не сможем избежать смертности на дорогах Ставрополья, защитить наших детей от ДТП!

Все присутствующие в этом зале хорошо знают и понимают, что дорожно-транспортное происшествие - это всегда трагедия. ДТП с участием ребенка - трагедия вдвойне. Очень больно, когда из-за одного неосторожного шага травмируется или обрывается детская жизнь. ЗАДУМАЙТЕСЬ об этом!

Ежегодный анализ ДТП с участием несовершеннолетних свидетельствует о том, что уже в течение 3 лет наибольшее количество погибших и раненых детей составляют дети- пассажиры автомобильного транспорта. При перевозке детей в 90 % случаях за рулем транспортных средств находятся непосредственно родители или близкие родственники, в 50% происшествий перевозка детей осуществляется без использования детских удерживающих систем и ремней безопасности.

Все чаще дети погибают в ДТП и получают ранения из-за не использования, либо неправильного использования детских удерживающих систем, которые смогли бы спасти им жизнь, допускают использование бескаркасных, несертифицированных устройств, не соответствующих весу и росту ребенка, в нарушение п. 22.9 ПДД РФ.

И не забывайте, что ес­ли ва­шему ре­бен­ку не ис­полни­лось 12 лет, он не может находиться в качестве пассажира на пе­ред­нем си­денье ав­то­моби­ля без автокресла. Са­мое бе­зопас­ное мес­то в ма­шине — за спи­ной во­дите­ля.

Все чаще участниками ДТП становятся дети – пешеходы, которые нередко пересекают проезжую часть не в установленном месте, не доходя до пешеходного перехода, перебегают перед приближающимся транспортом, на запрещающий сигнал светофора.

Не редки ДТП, которые произошли по причине не предоставления преимущества в движении детям-пешеходам водителями транспортных средств при проезде регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов, а также дворовых территорий.

И поэтому Вы, уважаемые родители, должны постоянно ребенку напоминать об осмотрительности, оценке дорожной обстановки на наличие приближающегося транспорта.

Пос­вя­тите от­дель­ную про­гул­ку пра­вилам пе­рехо­да че­рез до­рогу. Про­верь­те, пра­виль­но ли ваш ре­бенок их по­нима­ет, уме­ет ли ис­поль­зо­вать эти зна­ния в ре­аль­ных до­рож­ных си­ту­ациях. Для это­го пот­ре­нируй­тесь вмес­те пе­рехо­дить по пе­шеход­но­му пе­рехо­ду, про­ез­жую часть с од­носто­рон­ним и двус­то­рон­ним дви­жени­ем, ре­гули­ру­емый и не­регу­лиру­емый пе­рек­рест­ки.

Прой­ди­те вмес­те с ре­бен­ком по при­выч­но­му марш­ру­ту в шко­лу и об­ратно («дом-школа-дом»). По­гово­рите о том, по­чему очень важ­но хо­дить од­ной и той же до­рогой. Об­ра­тите вни­мание ре­бен­ка на все опас­ности и скры­тые «ло­вуш­ки», ко­торые мо­гут подс­те­регать его на пу­ти. Про­думай­те марш­рут так, что­бы он стал бо­лее бе­зопас­ным, нарисуйте его вместе и вклейте в дневник школьника. Глав­ная опас­ность — сто­ящая ма­шина! Она зак­ры­вает со­бой дру­гой ав­то­мобиль, ко­торый дви­жет­ся с боль­шой ско­ростью, ме­ша­ет вов­ре­мя за­метить опас­ность. Нель­зя вы­ходить на до­рогу из-за сто­ящих ма­шин, об­хо­дить сто­ящий ав­то­бус спе­реди, сза­ди! От ос­та­нов­ки дви­гать­ся в сто­рону бли­жай­ше­го пе­шеход­но­го пе­рехо­да. Ребенок должен уметь пред­ви­деть скры­тую опас­ность! Из-за сто­яще­го ав­то­моби­ля, до­ма, за­бора, кус­тов и др. мо­жет не­ожи­дан­но вы­ехать ма­шина. Для пе­рехо­да до­роги нуж­но выб­рать та­кое мес­то, где до­рога прос­матри­ва­ет­ся в оба нап­равле­ния. В край­нем слу­чае, мож­но ос­то­рож­но выг­ля­нуть из-за по­мехи, убе­дить­ся, что опас­ности нет, и толь­ко тог­да пе­рехо­дить до­рогу.

«Пус­тынную» ули­цу де­ти час­то пе­ребе­га­ют не гля­дя. На ули­це, где ма­шины по­яв­ля­ют­ся ред­ко де­ти, вы­бега­ют на до­рогу пред­ва­ритель­но ее не ос­мотрев, и по­пада­ют под ма­шину. Вы­рабо­тай­те у ре­бен­ка при­выч­ку всег­да пе­ред вы­ходом на до­рогу ос­та­новить­ся, ог­ля­деть­ся, прис­лу­шать­ся — и толь­ко тог­да пе­рехо­дить ули­цу.

Дой­дя до осе­вой ли­нии и ос­та­новив­шись, де­ти обыч­но сле­дят толь­ко за ма­шина­ми, дви­га­ющи­мися с пра­вой сто­роны, и за­быва­ют об ав­то­моби­лях про­ез­жа­ющих у них за спи­ной. Ис­пу­гав­шись, ре­бенок мо­жет сде­лать шаг на­зад — пря­мо под ко­леса ма­шины. Ес­ли приш­лось ос­та­новить­ся на се­реди­не до­роги, на­до быть пре­дель­но вни­матель­ным, не де­лать ни од­но­го дви­жения, не убе­див­шись в бе­зопас­ности.

На ули­це креп­ко дер­жи­те ре­бен­ка за ру­ку! На­ходясь ря­дом с взрос­лым, ре­бенок по­лага­ет­ся на не­го и ли­бо вов­се не наб­лю­да­ет за до­рогой, ли­бо наб­лю­да­ет пло­хо. Взрос­лый это­го не учи­тыва­ет. На ули­це де­ти отв­ле­ка­ют­ся на все­воз­можные пред­ме­ты, зву­ки, не за­метив иду­щую ма­шину, и ду­мая, что путь сво­боден, вы­рыва­ют­ся из рук взрос­ло­го и бе­гут че­рез до­рогу. Воз­ле пе­рехо­да до­роги Вы долж­ны креп­ко дер­жать ре­бен­ка за ру­ку.

Ар­ки и вы­ез­ды из дво­ров — мес­та скры­той опас­ности! Через них из дво­ров на про­ез­жую часть вы­ез­жа­ют ма­шины. Не до­пус­кай­те, что­бы ре­бенок бе­жал ми­мо ар­ки впе­реди Вас, его не­об­хо­димо дер­жать за ру­ку.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств, согласно пункта 4.1. ПДД РФ.

Световозвращающие элементы (световозвращатели) – элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику. Этот принцип работает на примере кошачьих глаз. В абсолютной темноте она не видна, но, если кошка попадает в полоску света, ее можно заметить на расстоянии до 80 метров.

Как показывают исследования, водитель автомобиля при движении с ближним светом фар в состоянии заметить пешехода, имеющего светящийся элемент из СВМ площадью 12см2 на расстоянии 100-150 метров (вместо 25-40 метров), а при движении с дальним светом это расстояние увеличивается до 400 метров. Применение световозвращателей пешеходами в темное время суток снижает риск наезда на 85%, т.е. более чем в 6,5 раз. «Работает» световозвращатель просто. Когда свет попадает на световозвращающий элемент, он почти полностью возвращается обратно к источнику. Источником может быть свет фар автомобиля или электрический фонарь. Пешеход, велосипедист, роллер и прочие, менее защищенные, по сравнению с водителем автомобиля, участники дорожного движения, должны понимать, что в ДТП страдают обе стороны. Имея при себе световозвращатель в темное время суток и яркую одежду в дневное время, пешеход или велосипедист заботится не только о себе, своей жизни и здоровье, но и защищает водителя, давая ему тем самым возможность избежать неприятных последствий ДТП.

Световозвращатель нужно крепить к верхней одежде, рюкзакам, сумкам, велосипедам так, чтобы при переходе через проезжую часть на него попадал свет фар автомобилей, и он всегда был виден водителю. Для этого световозвращатель должен свободно свисать на шнурке.

Рекомендуется крепить световозвращатели с двух сторон одежды, чтобы он был виден водителям, как встречного, так и попутного транспорта.

Подвески (их должно быть несколько) лучше крепить за ремень, пояс, пуговицу, чтобы световозвращатели свисали на уровне бедра. Нарукавные повязки и браслеты так, чтобы они не были закрыты при движении и способствовали зрительному восприятию. Рекомендуется наносить их в виде горизонтальных и вертикальных полос на спинку, внешнюю часть рукавов, нижнюю наружную часть брюк, а также на головные уборы, рукавицы, обувь и другие предметы одежды. Значки могут располагаться на одежде в любом месте. Сумочку или рюкзак со световозвращающими элементами лучше носить в правой руке, а не за спиной. Эффективнее всего носить одежду с уже вшитыми световозвращающими элементами. Не лишним будет нанести на одежду световозвращающие термоапликации и наклейки. Рекомендуется иметь световозвращатели справа и слева.

Световозвращающие приспособления позволяют водителю увидеть пешехода на значительном расстоянии.

Пешеходу следует обозначить себя с четырех сторон - спереди, сзади, справа и слева. Так как аварийно-опасными участками являются перекрестки, такое размещение световозвращающих приспособлений делает пешеходов заметными для водителей, движущихся в ту и другую стороны. Наилучшим световозвращающим эффектом обладают световозвращатели серо-белого и лимонного цвета.

Пешеходный отражатель, закрепленный на одежде или рюкзаке, может не только уберечь его от травм, но и спасти ему жизнь. Светоотражатель за счет своих световозвращающих свойств позволяет водителю вовремя заметить человека на темной дороге, чтобы изменить траекторию движения или затормозить, и, тем самым, избежать столкновения. Однако не стоит расслабляться, даже с ног до головы обвешавшись такими «светлячками».

Ношение световозвращающих приспособлений помогает водителям заметить пешехода на проезжей части, но отнюдь не делает его неуязвимым. Поэтому необходимо всегда соблюдать правила дорожного движения!

Сегодня в торговой сети имеется значительный выбор моделей детской одежды, рюкзаков и портфелей, различных аксессуаров с применением световозвращающих материалов.

Даже в Номибии к ушам ослов прикрепляют световозвращатели, чтобы животные были заметны на неосвещенных дорогах и не гибли в ДТП.

В Индии хозяев слонов правила обязывают появляться на улицах со световозвращающими рефлекторами. За нарушение правил наказывают хозяина штрафом, а в некоторых случаях даже лишают свободы.

В Финляндии, Эстонии, Латвии, Белоруссии ношение светоотражателя пешеходом обязательно.

Во многих странах этому атрибуту пешехода уделяется пристальное внимание, забота проявляется даже к животным, почему же мы не можем позаботиться о наших детях? Сделать их видимыми для водителей на значительной расстоянии, сделать популярными, модными световозвращающие элементы.

Преж­де чем воп­ло­тить меч­ту ре­бен­ка в ре­аль­ность и при­об­рести ве­лоси­пед, ро­дите­лям сле­ду­ет об­ра­тить вни­мание на район про­жива­ния и убе­дить­ся в на­личии бе­зопас­ных мест — ве­лоси­пед­ных до­рожек, ста­ди­она, пар­ка или школь­но­го дво­ра. До­пус­кая не­посед­ли­вость де­тей, сто­ит учесть, что в лю­бой мо­мент он мо­жет вы­ехать из сво­его дво­ра и нап­ра­вить­ся к дру­гу или од­нокласс­ни­ку в со­сед­ний квар­тал. Ока­зав­шись на про­ез­жей час­ти, в по­токе ав­тотранс­пор­та да­же под­го­тов­ленно­му че­лове­ку слож­но со­ри­ен­ти­ровать­ся в пер­вые ми­нуты дви­жения, а что мож­но ска­зать о ре­бен­ке — од­новре­мен­но ра­ботать но­гами, удер­жи­вать ру­ками руль, конт­ро­лиро­вать вок­руг се­бя си­ту­ацию и пом­нить о соб­лю­дении мер бе­зопас­ности. На лю­бое из­ме­нение до­рож­ной обс­та­нов­ки при от­сутс­твии опы­та и на­выков ре­бенок мо­жет рас­те­рять­ся, на­чать па­нико­вать и дей­ство­вать не­адек­ватно. Не сле­ду­ет за­бывать, что ве­лоси­пед — транс­пор­тное средс­тво, од­но из са­мых не­ус­той­чи­вых и не­защи­щен­ных, и да­же нез­на­читель­ные столк­но­вения мо­гут пов­лечь за со­бой очень серьез­ные пос­ледс­твия.

Необходимо помнить, что до 14 лет детям запрещено передвигаться на велосипеде по дороге. На пешеходном переходе необходимо спешиться! И не забывайте ребёнку водителю приобрести велоэкипировку: велошлем, велоперчатки, наколенники, налокотники. Не допустить управление технически неисправным велосипедом: без ручных тормозов, фар, фонарей, катафотов. Звонок и зеркала не менее важные элементы в оборудовании велосипеда.

Поговорим о современных электрических средствах передвижения: гироскутеры, моноколеса, сигвеи, электросамокаты.

Сигвей- двухколесное средство передвижения, для управления которым используется руль.

Гироскутер – двухколесное средство передвижения, не имеющее руля. Управление происходит путем переноса массы тела.

Моноколесо- средство передвижения с единственным колесом. Управляется переносом массы тела.

Все перечисленные средства передвижения имеют электрический двигатель, а также оснащены специальными датчиками, которые автоматически поддерживают равновесие. Т.е. управлять перечисленными средствами передвижения довольно просто, обычно это и привлекает детей.

Мощность двигателя гироскутера не превышает 0,25 кВт, а максимальная скорость не превышает 25 км/ч по характеристикам он равен велосипеду.

Мощность двигателя сигвея составляет от 0,25 до 4 кВт, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч по характеристикам он равен мопеду, если его максимальная скорость превышает 50 км/ч, то сигвей можно приравнять к мотоциклу. Поэтом родители, покупая эту опасную игрушку задумайтесь!

И не забывайте, что кататься, используя современные электрические средства передвижения: гироскутеры, моноколеса, сигвеи, электросамокаты можно только в специально отведенных местах, на любой ровной поверхности: на асфальтовых или бетонных площадках, дорожках, аллеях, в скверах, парках, но обязательно вдали от транспортных средств и мест скопления пешеходов, соблюдая меры безопасности. Все эти средства предназначены для передвижения только одного человека.

Уважаемые родители! Ежегодно более 10 тысяч Ставропольских ребят активно занимаются изучением Правил дорожного движения, пополняя отряды юных инспекторов движения, осваивают навыки управления велосипедом и участвуют в различных мероприятиях, направленных на привитие сверстникам культуры безопасности на дорогах, что помогает ребенку легко ориентироваться на улицах и дорогах и в дальнейшем стать дисциплинированным водителем. Мы призываем Вас и Ваших детей стать членами отрядов ЮИД, заниматься нужной и важной работой, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Безопасность наших детей достигнет своей максимальной эффективности в том случае, если усилия взрослых будут направлены в единое русло, когда, находясь в транспортной среде, и, видя опасное поведение детей, угрожающее их жизни и здоровью, мы перестанем быть равнодушными наблюдателями, ведь своевременно сделанное замечание может спасти им жизнь и здоровье!

В Ставропольском крае чужих детей не бывает!

Спасибо за внимание!