Патриотическое воспитание

Долг – Отечеству, честь – никому!

Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики.

В нашей гимназии разработаны концепция и программа патриотического воспитания учащихся, которые ориентированы на осознание своей исторической, культурной и духовной принадлежности к Родине, формирование гражданской активности, реализацию ответственности за собственные действия, воспитание неприятия национальной и религиозной нетерпимости.

Главными средствами и формами воспитания патриотизма являются уроки, семинары, факультативы, экскурсии, тематические вечера, дискуссии, конференции, тренинги, военизированные игры, поисково-исследовательская деятельность, туристско-краеведческая работа.

В 2013 году педагоги гимназии участвовали в работе по внедрению учебно-методических комплексов, Программ и моделей психолого-педагогической подготовки родителей и работников системы образования по формированию гражданской идентичности обучающихся, разработанных коллективом авторов ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободы его самовыражения, учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Основными направлениями работы педагогов гимназии по реализации УМК, Программ и моделей формирования гражданской идентичности являются:

1. Духовно-нравственное, ценностно-смысловое воспитание учащихся– формирование гражданственности, надклассовости, надпартийности, надкорпоративности, общенациональности, приоритета общественно-государственных интересов над личными, лояльности к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе, воспитание патриотизма, преданности своему Отечеству, гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права.

2. Историческое воспитание – изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.

3. Политико-правовое воспитание предполагает осведомленность и ориентацию учащихся в политических событиях в обществе и государстве, понимание гражданской и военной политики в контексте основных положений концепции безопасности страны и ее военной доктрины, роли и значения Вооруженных сил в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, ориентацию и понимание правовых основ выполнения воинского долга.

4. Патриотическое воспитание направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания, развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, готовность к достойному служению обществу и государству.

5. Профессионально-деятельностное воспитание – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации, способность планировать и реализовывать профессиональные планы.

6. Подготовка к выполнению конституционного воинского долга основывается на воспитательном потенциале таких воинских традиций как верность военной присяге, боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам, массовый героизм и мужество в период борьбы за свободу и независимости Отечества; воинская доблесть.

Наряду с предложенными авторами УМК алгоритмами внедрения и формами работы по формированию гражданской идентичности педагогами гимназии широко используются ресурсы, традиции и накопленный опыт гражданского и патриотического воспитания.

В рамках разветвленной системы патриотического воспитания работают объединение «Патриот» и поисковый отряд «Память» (учениками проведена большая поисковая работа по установлению имен участников Великой Отечественной войны, захороненных на Даниловском кладбище); отряд милосердия «Теплота сердец», члены которого оказывают адресную помощь ветеранам войны и тыла. После реконструкции открылась Комната Боевой Славы, учащимися оформлена «Книга Памяти», на страницах которой запечатлены славные подвиги ветеранов, живущих в микрорайоне № 30, оформлены стенды, посвященные выпускникам гимназии, выбравшим воинские профессии. Ежегодная акция «Тепло наших сердец тебе, солдат России!» собирает под свои знамена всех гимназистов.

Но центральное место в системе патриотического воспитания гимназистов занимает деятельность кадетских классов имени генерал-лейтенанта юстиции Ядрова Михаила Георгиевича под патронатом Следственного комитета Российской Федерации и юнармейского отряда имени Героя России Михаила Анатольевича Миненкова, направленная на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь.

Первый в Северо-Кавказском федеральном округе кадетский класс под патронатом Следственного комитета РФ был торжественно открыт в сентябре 2012 года. Двадцать юношей, прошедших самый серьезный отбор по интеллектуальному развитию, физическим и психологическим характеристикам, успеваемости и личным качествам, произнесли слова клятвы в присутствии Председателя Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкина, руководителей Ставропольского края и города Ставрополя, депутатов, Героев России, своих педагогов, родителей и товарищей. А уже через год открылись еще три кадетских класса (8, 9 и 10). Восемьдесят кадет наряду с общеобразовательными предметами изучают специальные дисциплины (основы следственного дела, основы криминалистики, юриспруденцию, государственное устройство, гражданское, административное и уголовное законодательство России); три иностранных языка: английский, французский, китайский. С целью формирования и развития чувства патриотизма и гражданственности кадеты на регулярной основе посещают Следственное управление СКР по Ставропольскому краю, 247 гвардейский десантно-штурмовой полк, стрелковый тир ДОСААФ, Центр профессиональной подготовки Главного управления МВД РФ по Ставропольскому краю, воинскую часть № 54801, военно-патриотический клуб «Русские Витязи», музей истории Управления ФСБ России по Ставропольскому краю, ФКУ СИЗО-1 Управления ФСИН России по Ставропольскому краю, Управление ФСКН России по Ставропольскому краю.

Пройти непростые испытания и стать членом юнармейского отряда имени Героя России Михаила Анатольевича Миненкова почетно и ответственно. Вахта Памяти на Посту №1 у Мемориала «Вечной славы», победы в смотре строя и песни, конкурсах «Великолепная пятерка», «Юный миротворец года», «Юный патриот России», участие в краевой игре «Зарница», соревнованиях по пулевой стрельбе, стрелковому двоеборью и военизированной эстафете способствуют формированию личной сопричастности учащихся к историческому, культурному прошлому и настоящему нашей страны.

Научно-практическая конференция «Отечество», краеведческая игра «Я – Ставрополец!», военно-патриотические конкурсы «Мужской характер», «Патриот России», «О доблести, о подвигах, о славе» позволяют формировать ценности гуманизма и нравственности. Нельзя недооценивать участие гимназистов в экологических акциях, так как экологическое воспитание тесно связано с формированием гражданской идентичности личности. Во-первых, именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие детей и подростков с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой в активной форме выражается личностная позиция в отношении страны и ее природного достояния.

Взаимодействие педагогов гимназии с родительской аудиторией в рамках реализации УМК, Программ и моделей психолого-педагогической подготовки родителей усиливает родительскую сопричастность к процессу социализации ребенка. Новые формы работы, такие как переговорные площадки, эко-походы, родительские тренинги, проектные группы, временные творческие коллективы, исключают авторитарный стиль общения педагогов с родителями, расширяют поле сотрудничества и в корне меняют его в содержательном и эмоциональном планах. Планомерное и систематическое взаимодействие семьи и гимназии стимулирует родителей в воспитании детей, изживает равнодушие, побуждает к совместным продуктивным действиям.

В общей системе патриотического воспитания учащихся особое место занимают тематические вечера. Они обладают значительными возможностями идейно-эмоционального воздействия на духовную сферу будущих защитников Родины и сочетают в себе элемент героико-патриотического воспитания с организацией отдыха учащихся. Основными специфическими чертами тематического вечера по патриотической тематике являются публицистичность, документально-художественная образность, наличие четко выраженного сюжета, использование «звучащей армейской среды» (военные песни, марши, сигналы и т.д.), композиционная стройность сценического действия и лирико-эпическая повествовательность, опора на жизненный опыт молодежи, её отношение к проблемам войны и мира, защите отчизны. Педагоги гимназии стремятся использовать привлекательные для молодежи художественно-эстетические средства: чтение стихов современных поэтов, исполнение песен, популярных в молодежной среде, просмотр фрагментов фильмов, обсуждение произведений живописи и др.